Тимур Агиров (timag82) wrote,
Тимур Агиров
timag82

В мастерской художника Апанди Магомедова

Фоторепортаж из мастерской известного дагестанского художника Апанди Магомедова, мастера рельефной живописи, работающего с необычным материалом - кизяком.





1. Апанди Магомедов – один из ведущих современных дагестанских художников. Он получил высшее образование в Москве, сначала работал художником-технологом на подмосковной шелкоткацкой фабрике, затем в Дагестанском музее изобразительных искусств, а сейчас занимается преподавательской деятельностью. Мне, как любопытному блоггеру) и человеку, давно интересующего живописью, повезло с ним познакомиться этой весной. В его мастерскую, расположенную в старом районе Махачкалы, я приехал глубоким вечером, здесь живет несколько семей, в мастерскую ведет приоткрытая дверь справа :)



2. В небольшой, по московским меркам, комнате царит творческий беспорядок.



3-4. На полках, стульях, столах - элементы быта, незавершенные и законченные арт-объекты художника, - в последние годы Апанди занимается скульптурными объектами.



5. На занавеске из грубой ткани - бейджики с выставок, в которых участвовал художник. Апанди выставляется более 20 лет, принял участие в десятках выставок, первая персональная выставка в Москве состоялась 12 лет назад.



6. Единственная лампочка, освещающая комнату, обрамлена свисающими с потолка початками кукурузы. Как ни странно, но всё это создает какую-то особую домашнюю атмосферу.



7. Апанди достает альбом с репродукциями картин, с которых он начинал свой путь в искусство. В мастерской они не хранятся, многие раскуплены, находятся в частных и публичных коллекциях от Москвы до Баку.



8. В 90-х художник увлекся рельефной живописью, объектами из сложного составного материала, на поверхности которого проступает орнамент.



9. Центральная работа последних лет - цикл "Посвящение кизяку", т.е. смешанному с соломой и высушенному в форме лепёшки навозу, традиционно использующемуся горцами в качестве топлива, или для строительства.



10. Удивительно, как из этого, казалось бы, совершенно неподходящего материала, рождается живописная форма, настоящее декоративное искусство.



11. В других работах - более сложная техника, в ход идут кусочки дерева, кожи, верёвки, сетки.



12. Всё это окрашивается и скрепляется клеем:



13.



14.



15.



16. Работы приобретают объем:



17.



18.



Повторенные много раз, элементы складываются в панно (фотография с выставки в Москве в 2005 году):



19. В общении Апанди оказался очень скромным и приятным человеком.



Как требовательный к себе профессионал, Апанди не особо охотно рассказывал о проблемах, с которыми сталкиваются современные дагестанские художники - зависимость от вкуса галеристов, единолично принимающих решение о том, какие работы будут представлены на выставках; недостаток внимания со стороны местной публики, которая предпочитает покупать попсовые иностранные товары широкого потребления, чем обращать внимание на живопись, из-за чего дагестанцев больше знают в соседних регионах и Москве; и очевидные проблемы с нехваткой места в мастерской - мэрия Махачкалы обещала посодействовать в переезде в новое помещение, но пока увы. Но тем не менее, я надеюсь, что работы Апанди будут востребованы и в дальше, пожелаю ему много денег) достаточных для работы над любимым делом, и новых творческих успехов. Говорят, во время участия в последнем симпозиуме "Аланика", проходящем во Владикавказе, он зашел на стройплощадку, где разбирают кинотеатр "Октябрь", взял несколько плит, и пообещал сделать на них рельефную живопись, и отдать осетинским зрителям (upd: см. фото Кости Фарниева). Жизнь продолжается :)

Также читайте интервью с художником, ну а если кто заинтересовался работами, есть желание в чем-то помочь художнику, пишите, меня читают дагестанские блоггеры, они передадут :)

Tags: дагестан, живопись, кавказ, люди, мои фотоотчеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments