Тимур Агиров (timag82) wrote,
Тимур Агиров
timag82

"Пригласили блоггера, он написал о нас плохо. Как ему не стыдно!". Ошибки при работе с блоггерами.

В последние годы стало распространенным приглашать блоггеров на различные мероприятия и объекты. И если в центральной России уже научились грамотно работать с блоггерами, то на периферии часто допускают ошибки, о некоторых из которых я хочу написать в этой заметке.

Возьмем стандартную ситуацию, когда блоггера, допустим среднего уровня, уже популярного (к непопулярным нет смысла обращаться), приглашают бесплатно, с целью чтобы он написал об увиденном в блоге.


Ошибка первая. Блоггеров путают с журналистами


Журналист приезжает по заданию редакции чтобы сделать статью на нужную тему. Его мотивация - отработать деньги, которые ему дает работодатель (СМИ). Всё, что не относится к теме (например, журналистов на презентации не кормили, поселили в грязном номере), из статьи отцензурит выпускающий редактор. Т.к. статья - про объект, а не про личные впечатления журналиста.

Блоггер приезжает не по заданию, а ради своего удовольствия. Его мотивация - отдохнуть, а не отработать смену. Фактически он турист. Поэтому все негативные впечатления (например, что блоггеров не кормили, поселили в плохом номере) неизбежно войдут в его репортаж.

Вывод. К условиям, в которых принимающая сторона содержит блоггеров, надо относиться внимательно, чтобы блоггер был доволен. Если вы хотите, чтобы недовольный (голодный/замерзший/невыспавшийся) блоггер опустил личные негативные впечатления, ему надо давать другую мотивацию, например, предлагать коммерческий репортаж, т.е. оплачивать его работу.


Ошибка вторая. "Блоггеры должны работать за еду"


Принимающая сторона не берет с блоггера деньги за оказываемые принимающей стороной коммерческие услуги населению (например, хостельер бесплатно размещает блоггера в своём отеле, ресторатор дает бесплатный обед), полагая, что этого достаточно, чтобы блоггер о них написал хорошо, дескать "нельзя кусать руку дающего".

Это правило работает только в одном случае - когда предлагаемое для посещения блоггеру место - супер-пупер-крутое, эксклюзивное, дорогое, куда блоггер сам мечтал попасть, но не мог. В этом случае принимающая сторона оказывает ему бесплатную услугу.

Во всех остальных случаях, когда заказчиком репортажа является не блоггер, а принимающая сторона, услугу принимающей стороне оказывает блоггер (который, возможно, никогда бы сам не поехал в такое место за деньги, ему это неинтересно). Траты блоггера на репортаж (если он профессиональный) выше, чем траты принимающей стороны, и если принимающая сторона не желает покрыть все траты блоггера (включая упущенную коммерческую выгоду), то "дающим" является именно блоггер, работающий себе в убыток.

[Пример]Примерная детализация на примере фотообзора северокавказского отеля, в который, допустим, пригласили меня, из Москвы, для профессиональной фотосъёмки и освещения в блоге.

Траты принимающей стороны:
Проживание в отеле: 5000 рублей (две ночи, допустим, 2500/ночь)
Прочие расходы: 1000 рублей (допустим, такси до отеля и прочее сопровождение)

Траты блоггера:
Транспортные расходы: 12000 (самолет Москва - Кавказ - Москва).
Траты на фотосъёмку: 2000 рублей/час (без публикации в блоге, фото получает заказчик), либо 150-400 рублей/фото (обработанное в редакторе и готовое к публикации). Т,о, цена фотографий в среднем репортаже из 25 фото - 5000 рублей.
Написание сопровождающего текста: 200 - 1000 рублей.
Съёмка сферических виртуальных панорам: 2500 рублей/панорама
Публикация в блоге: 3000 рублей (рекламное место тоже стоит денег).

Итого, цена профессионального фоторепортажа для принимающей стороны обходится в 6 тысяч рублей, для блоггера (как я) - минимум в 20 тысяч рублей, и это с учетом оплаты отеля. Т.о, если рассматривать работу с блоггером в коммерческом плане, то блоггеру коммерчески невыгодны бесплатные туры, оплата проживания не является оплатой репортажа, и он делает жест доброй воли, рассказывая о объекте бесплатно.

Цена любительского фоторепортажа, с приглашением местных блоггеров, конечно, ниже.



Ошибка третья. Ошибочное предоставление блоггеру полной свободы действий


Принимающей стороне надо запомнить главное правило работы блоггеров: блоггер показывает ровно то, что он видит перед глазами. Если принимающая сторона не показывает блоггеру позитив, а отпускает его изучать объект самостоятельно без сопровождения, где блоггер может увидеть, например, мусорные свалки, то не следует надеяться, что блоггер о них не упомянет. Блоггер - независимый рассказчик, полной свободой он воспользуется в полной мере. Если принимающая сторона хочет позитивные отклики, то надо показывать позитивные места. Если же принимающая сторона зачем-то показывает блоггеру негатив, и не хочет чтобы о них рассказывали, то надо об этом прямо попросить блоггера.

Кстати, требовать согласование репортажа перед публикацией в блоге, по правилам хорошего тона, можно только если репортаж коммерческий (кто платит - тот и заказывает текст). В остальных случаях - это жест доброй воли блоггера.


Ошибка четвертая. Информационная война с блоггерами


В случае, если блоггер написал непозитивный репортаж, показав фотографии мусорных свалок, грязных стен, немытых тарелок, то самое худшее, что может сделать принимающая сторона - это начать войну с блоггером, пытаясь косвенным образом реабилитироваться через очернение блоггера, например, заявлениями, что репортаж купленный, блоггер работает на конкурентов, и т.д.

В этом случае принимающая сторона начинает нести имиджевые потери в двойном размере. На стороне блоггера - конкретные фотофакты запечатленных непотребств, производящих впечатление на читателей, а на стороне принимающей стороны - только их личные обиды, оправдывающие наплевательское отношение к клиентам. Обычный читатель, прочитав склочное отношение принимающей стороны, которая стремится не исправить недочеты, а обвинить в них блоггера, встает на сторону последнего, т.к. понимает что тоже может оказаться на месте человека, увидевшего непотребства, и больше не будет пользоваться услугами принимающей стороны. Поэтому чем крупнее скандал - тем хуже для принимающей стороны, она отвадит от себя даже нейтральных читателей. "Клиент всегда прав" - золотое правило торговли, оно работает и тут.

Блоггер от информационной войны ничего не теряет, т.к. он уйдет к другим заказчикам, а к "обиженная" принимающая сторона рискует остаться в информационной блокаде, с негативным имиджем, созданным ими же самими.


На этом вкратце всё. Я озвучил элементарные вещи, честно говоря, но к удивлению, незнакомые некоторым. Если кто-то считает этот подход слишком наглым, то рекомендую прочитать статьи shok_darvina, описанное - только вершина айсберга:
Как надо и как не надо приглашать блогеров в пресс-туры.
Как работать с блогерами. Мастер-класс для пиарщиков. Апдейт.

Резюмируя всё: принимающей стороне следует относиться к блоггерам бережно, как к друзьям, опекая, помогая, интересуясь. Перевод отношений в зону потребительского отношения (как к журналистам), коммерции ("блоггер нам должен") или "охоты на ведьм" неизбежно ведет к имиджевым потерям.

Tags: критическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 247 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →